Центр компетенций по разработке российского ПО

НЦИ и ЦНИИ ЭИСУ объединяют усилия для создания импортонезависимых операционных систем 25 Январь 2016, 15:15
Национальный центр информатизации (НЦИ) и Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления (ЦНИИ ЭИСУ) создают Центр компетенций по разработкам. Это позволит сконцентрировать ресурсы для ведения масштабных проектов по разработке российского «софта» и российского «железа». 

Новая Стратегия Ростеха до 2025 года, утвержденная в конце 2015-го, предусматривает, в частности, выход на быстрорастущие «умные» рынки, увеличение доли продукции, производимой предприятиями электронного кластера (в который, наряду с НЦИ, входят холдинг «Росэлектроника», Объединенная приборостроительная корпорация, концерн «Автоматика», холдинг «Швабе», «РТ-Информ», Yota Devices, ЦНИИ «Электроника»). Кроме того, Госкорпорация планирует стимулировать создание совершенно новых капиталоемких рынков на территории России, способствовать появлению новых специальностей и созданию рабочих мест с высокой интеллектуальной составляющей.

В связи с этим перед Национальным центром информатизации (НЦИ) появились новые масштабные задачи, которые потребовали от компании выработки новых подходов к стратегическому и корпоративному управлению, разработкам и инвестпрограмме. В частности, на базе НЦИ будет создан Центр компетенций по разработкам. Таким образом компания сможет вести более широкий пул проектов.

С 2016 года Национальным центром информатизации руководит новый генеральный директор – Константин Солодухин. Смена генерального директора – тоже проявление глобальных изменений внутри Ростеха.

Ранее Константин Солодухин работал в другой дочерней структуре Госкорпорации – Центральном научно-исследовательском институте экономики, информатики и систем управления (ЦНИИ ЭИСУ). Создание Центра компетенций по разработкам подразумевает концентрацию ресурсов – как проектных команд (собственно разработчиков), так и управленческой экспертизы, опыта ведения масштабных проектов. Поэтому предполагается, что ЦНИИ ЭИСУ и НЦИ будут объединены на уровне экспертизы.
Область компетенции ЦНИИ ЭИСУ охватывает разработку и сопровождение базового ПО (операционных систем и систем управления базами данных) и доверенных платформ, сложных ERP- и PLM-систем для госсектора, преимущественно для военно-промышленного комплекса. Институт накопил огромный опыт создания высокозащищенных систем для спецзаказчиков, таких как МВД и Министерство обороны.

Специалисты НЦИ, в свою очередь, умеют разрабатывать высоконагруженные решения для социальной сферы и развивают востребованную на рынке сервисную модель. Экспертные области НЦИ: медицина, Почта России, образование и наука, культура и спорт, общественный транспорт, безопасный город, избирательные процессы, электронное правительство.

НЦИ производит технологии, от которых зависит уклад жизни граждан, их безопасность, недискриминационный доступ к информации и даже благосостояние. К примеру, разработка российского софта и своего «железа» поможет повысить надежность при работе с секретной информацией. А создание платформ для гражданских нужд необходимо для формирования базового спроса, который позволит позднее удешевить продукцию отечественного производства.

Преимущество НЦИ в том, что его специалисты хорошо знакомы с нормативно-правовой базой, умеют говорить с представителями госструктур на понятном им языке и досконально знают их реальные проблемы. Вместе с тем, компания нацелена на создание массовых сервисов, которыми будут пользоваться граждане России. У нее большой опыт создания высоконагруженных систем, таких как Единая государственная информационная система в сфере Здравоохранения (ЕГИСЗ) или систем электронного правительства (центральный проект НЦИ).

Интеграция экспертизы двух компаний даст синергетический эффект и позволит реализовать амбициозные проекты по созданию импортонезависимого системного и прикладного ПО для госструктур. В дальнейшем эти решения можно будет тиражировать и адаптировать для B2B-рынка.
В рамках новой стратегии НЦИ предполагает сконцентрировать усилия в трех основных направлениях: разработке базового системного и прикладного программного обеспечения; выполнении крупных интеграционных проектов в госсекторе, включая федеральные и региональные органы власти, муниципалитеты и крупные корпорации, входящие в ВПK, а также на построении сервисной модели оказания информационных услуг.

Среди приоритетных задач НЦИ на ближайшее время можно назвать обеспечение плавной миграции прикладных программных продуктов госзаказчиков на отечественные или доверенные платформы. Кроме того, НЦИ планирует сформировать единый контур управления ИТ-активами, входящими в Ростех, для создания межотраслевых синергий и, в результате, уникальных кросстехнологических разработок.

В итоге НЦИ должен выйти в лидеры российского рынка в области предоставления информационных сервисов не только для госсектора, но и для крупных частных компаний, системных интеграторов и населения в целом.