Александр Михеев: «Мы всегда открыты к диалогу»

Гендиректор «Вертолетов России» рассказал о стратегии холдинга на международном рынке 23 Сентябрь 2015, 15:58
Гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев рассказал о позиционировании холдинга на мировом рынке, сотрудничестве с иностранными производителями и долгосрочной стратегии в интервью журналу Helicopter Magazine Europe.
– Сколько машин производства «Вертолетов России» используется в настоящее время во всем мире и какова доля экспорта компании от общего количества произведенных вертолетов?

– В настоящее время в мире эксплуатируется более 8,5 тысячи вертолетов российского производства. И этот показатель в течение последних лет показывает положительную динамику, так как объемы поставок превышают объемы выхода техники из эксплуатации, в том числе за счет повышения качества сервисных услуг.

Относительно объемов экспорта можно сказать, что в течение последних трех-пяти лет распределение поставок Россия/экспорт в среднем составляет 50/50. Холдинг планирует сохранить это соотношение, так как для нас оно является оптимальным с точки зрения минимизации рисков и сбалансированности бюджета.
Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев
– Сколько стран сейчас используют вертолеты вашей компании?

– Вертолеты российского (советского) производства в настоящее время эксплуатируются более чем в 100 государствах мира. Самый большой парк техники, естественно, используется на территории Российской Федерации. Большое количество российских вертолетов эксплуатируется в Индии и Китае, которые исторически являются нашими стратегическими партнерами. А если говорить в целом, то вертолеты холдинга используются практически во всех регионах мира и во всех существующих климатических зонах.
– Какой тип двигателей обычно ставится на ваши вертолеты? Сколько российских производителей двигателей задействованы в производстве? Расскажите подробно, пожалуйста.

– Основным нашим партнером в части оснащения вертолетной техники двигателями является российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). ОДК поставляет в интересах холдинга двигатели типа ВК-2500, которые устанавливаются на вертолеты типа Ми-8, Ми-28, Ми-35, Ка-52, а также начинает поставки двигателей ТВ7-117 для вертолетов Ми-38 и других.

Также холдинг активно взаимодействует в части силовых установок с компаниями из Франции (Turbomeca), Канады (P&W) и др.

«Вертолеты России» никогда не отказываются от реализации совместных проектов с иностранными компаниями, независимо от их принадлежности. Мы всегда открыты к диалогу. И здесь необходимо отметить, что наши партнеры из стран ЕС, Канады и США имеют аналогичную позицию и так же, как и мы, надеются на то, что политические решения не станут сдерживающим фактором для развития высокотехнологичных компаний.
– Какие партнерские отношения с другими производителями авиационных двигателей существуют на данный момент у компании?

– Как сказано выше, «Вертолеты России» активно развивают партнерские отношения с компаниями-производителями двигателей из ЕС и других стран.
Легкий вертолет Ка-226Т
В качестве примера можно привести сотрудничество с компанией Turbomeca, входящей в группу Safran. На данный момент новый легкий вертолет Ка-226Т оснащается мощными и экономичными двигателями Turbomeca Arrius 2G1, а разрабатываемый многоцелевой Ка-62 будет комплектоваться двигателями Turbomeca Ardiden 3G. Если говорить о долгосрочной стратегической перспективе, то необходимо отметить, что мы всегда открыты к взаимовыгодному сотрудничеству с надежными компаниями.
– Какие партнерские связи есть с китайской промышленностью?

– Китай всегда для нас являлся и является одним из основных стратегических партнеров. Достаточно сказать, что в Китае эксплуатируется более 300 вертолетов российского производства различных типов.

При этом необходимо отметить, что в последние годы формат сотрудничества с китайской стороной меняется. Мы переходим к реализации совместных инновационных проектов по созданию новой вертолетной техники.

Одним из таких направлений взаимодействия является подписание рамочного соглашения между холдингом «Вертолеты России» и Корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC) о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета.
Перспективный российско-китайский тяжелый транспортный вертолет Advanced Heavy Lifter (AHL)
Это долгосрочный проект с участием большого количества предприятий как с российской, так и с китайской стороны. И в настоящее время, еще на начальном этапе его реализации, уже видно, что результатами этой работы станут глубокая интеграция российских и китайских авиационных предприятий, освоение ими новых компетенций, внедрение в производство самых перспективных и инновационных разработок и подходов. Мы очень надеемся, что разработка и организация перспективного тяжелого вертолета станет лишь первым шагом в сотрудничестве холдинга «Вертолеты России» с китайскими партнерами и количество такого рода и масштаба проектов с каждым годом будет увеличиваться.
– С общих позиций, как бы вы описали стратегию «Вертолетов России» на рынке, учитывая, что американские и европейские производители вертолетов демонстрируют весьма предприимчивый и инновационный подход?

– Действительно, стоит отдать должное компаниям из США и ЕС, которые вкладывают огромные средства в разработку новых технологий и создание новых продуктов. Однако в этом есть определенные риски. Современная западная вертолетная техника стала настолько сложной и высокотехнологичной, что ее практически невозможно обслуживать и эксплуатировать в полевых условиях. Все это создает для российской продукции определенные конкурентные преимущества, которыми мы обязательно должны воспользоваться.
Вертолет Ми-171А2
А если вести разговор о стратегии холдинга «Вертолеты России» на среднесрочную перспективу, то можно определить три основных вектора развития.

Первый – постоянное совершенствование существующего модельного ряда. Модернизационный потенциал практически всех типов российских вертолетов еще далеко не исчерпан. Нам есть куда развиваться как в области бортового, радиолокационного, связного и иного оборудования, так и в области развития систем вооружения. Потенциал конструкторских бюро позволяет решать указанные задачи, и они будут решаться.
Вертолет Ка-62
Второй – разработка и вывод на рынок новых образцов вертолетной техники. В ближайшие годы планируется начало производства и серийных вертолетов Ми-38, Ми-171А2, Ка-62, которые займут свое место как на российском, так и на мировом рынке. Необходимо решить вопросы с увеличением доли российских легких и сверхлегких вертолетов. Идут работы по скоростному вертолету.

Третий – это, конечно, сервис. Без современной системы сервисного обслуживания, способной оперативно решать задачи по поддержанию летной годности всего мирового парка российских (советских) вертолетов, говорить о перспективах развития холдинга нецелесообразно. И к основным задачам, стоящим перед холдингом, в настоящее время однозначно можно отнести формирование эффективной системы послепродажного обслуживания, удовлетворяющей требованиям всех наших заказчиков.
Сюжет Первого канала о развитии российской вертолетной индустрии: